Пресс-центр

Александр Шавлаков: Даже в условиях недостаточного финансирования Энергоатом продолжает развиваться

Размер шрифта

Сбросить
05.12.2019

Даже в условиях недостаточного финансирования НАЭК «Энергоатом» находит в себе силы развиваться и не стоять на месте. Об этом заявил первый вице-президент - технический директор НАЭК «Энергоатом» Александр Шавлаков, выступая с презентацией «Реализация инвестиционных программ в ядерной отрасли в условиях нового энергорынка: реалии, риски и прогнозы». Выступление Александра Шавлакова состоялось в рамках второй сессии «Украинский энергорынок - риски и возможности для инвестиций в ядерной отрасли» Международной конференции «Рынок электроэнергии в Украине и атомная энергетика: путь к устойчивому развитию или деградация». Мероприятие, которое состоялось 4 декабря, было организовано Ассоциацией «Украинский ядерный форум» и Общественной организацией «Украинское ядерное общество». Генеральным партнером мероприятия выступил НАЭК «Энергоатом».

Открывая вторую сессию, ее модератор - президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар отметил, что развитию ядерно-энергетической отрасли мешает потребительский подход к ней со стороны государства, патернализм по отношению к потребителю электроэнергии и популизм со стороны политиков. «Следовательно ту модель энергорынка, которая у нас сейчас присутствует, можно назвать паразитарной, ведь она паразитирует на крупнейшем в стране производителе электроэнергии - Энергоатоме. Энергетическая стратегия до 2035 года рассматривает атомную энергетику как один из наиболее эффективных низкоуглеродистых источников электроэнергии, доля которого должна сохраняться. И это понятно, не ясны те процессы, которые происходят с дискриминационными тарифами для атомной энергетики - меняются правительства и президенты, а ситуация вымогательства у Энергоатома остается. При этом игнорируется тот факт, что именно от финансовой стабильности Энергоатома зависит развитие предприятий - поставщиков товаров и услуг, ведь электроэнергия нужна всем, а стабильность всей энергосистемы Украины зависит именно от атомной энергетики, как базовой генерации», - подчеркнул Михаил Гончар.

Он отметил, что инвестиции в атомную энергетику - это всегда долгосрочные инвестиции. «В этой области не бывает быстрых денег, как не может быть и приватизации Энергоатома, потому что это путь к национальной катастрофе. Да, понятно, что новые проекты в атомной энергетике, которые будут базироваться на новейших технологиях требуют частных инвестиций, но есть предел, который переходить нельзя. Поэтому для атомной энергетики есть три возможных варианта финансирования развития - государственное, частное, но только для новых проектов и государственно-частное партнерство. Но для любого из вариантов развития крайне необходимо исправить деформации на рынке электроэнергии», - убежден эксперт.

В своем выступлении технический директор Энергоатома Александр Шавлаков отдельно отметил эффективность украинских АЭС. Он напомнил, что по показателю установленной мощности доля атомной энергетики составляет лишь 28% от общего объема электрогенерирующих мощностей Украины. «Но по доле в общем объеме производстве электроэнергии Энергоатом занимает уже 53-55%, а в отдельные периоды атомная генерация обеспечивала до 68% производства электроэнергии в Украине. «И это является наглядным свидетельством того, что есть Энергоатом с точки зрения энергетической безопасности Украины», - подчеркнул докладчик.

Он сообщил, что в Энергоатоме разработан проект концепции долгосрочной государственной целевой экономической программы развития атомной энергетики Украины. «Эта концепция развития рассчитана до 2035 года и она перекликается с Энергетической стратегией Украины до 2035 года, но в ней также рассматриваются сценарии развития отрасли за горизонтом 2035 - до 2050 года. Условно эта концепция предусматривает три сценария развития: инерционный, стабилизирующий и экстенсивный. Инерционный предполагает замещение мощностей ядерной генерации, которые будут выводиться из эксплуатации, другими видами генерации. Стабилизирующий - предполагает замещение старых энергоблоков АЭС новыми атомными энергоблоками. Экстенсивный сценарий предполагает не только постепенную замену выбывающих атомных энергоблоков новыми атомными мощностями, но и строительство дополнительных энергоблоков. Как реалисты, мы понимаем, что для нас наиболее приемлем и вероятен второй вариант - стабилизирующий, при котором мощности атомной генерации будут сохраняться на существующем уровне», - отметил технический директор Энергоатома.

Говоря о текущих проектах развития, которые реализует Энергоатом, Александр Шавлаков сообщил, что в настоящее время в Компании реализуются 12 основных инвестиционных проектов. «Ориентировочная стоимость которых по актуализированным ценам составляет 165 млрд грн, кроме того 600 млн евро кредитных средств ЕБРР и Евратома, которые мы направляем на выполнение Комплексной сводной программы повышения эксплуатации энергоблоков АЭС», - уточнил первый вице-президент Компании.

Среди наиболее важных инвестиционных проектов он назвал реконструкцию открытого распределительного устройства (ОРУ) 750 кВ для подключения воздушной линии 750 кВ «Запорожская АЭС - подстанция Каховская», который находится на завершающей стадии. «Реализация проекта снимет ограничения по выдаче мощности Запорожской АЭС и обеспечит дополнительный ежегодный отпуск 741 млн кВт-ч электроэнергии. Выполняется проект реконструкции системы технического водоснабжения ЮУАЭС, который также снимет ограничения производства электроэнергии Южно-Украинской АЭС из-за высокой температуры циркуляционной воды летом, а также увеличит отпуск электроэнергии ЮУАЭС на 700 млн кВт-ч ежегодно. В свою очередь, строительство Ташлыкской ГАЭС, которое предусматривает введение в эксплуатацию гидроагрегатов №3-6, положительно отразится на стабильности функционирования всей энергосистемы», - напомнил Александр Шавлаков.

Также он подчеркнул важность реализации проектов Строительство централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) и «Энергетический мост «Украина-Европейский Союз». «Реализация проекта ЦХОЯТ позволит усилить энергетическую независимость Украины благодаря отказу от услуг по вывозу отработанного ядерного топлива в Российскую Федерацию. Пилотный проект «Энергетический мост «Украина-Европейский Союз» - первый шаг на пути стратегической синхронизации Украинской и Европейской энергосистем, безопасное и беспроблемное плавное приближение к режиму полной синхронизации, финансовый инструмент для достройки энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС», - подчеркнул Александр Шавлаков.

Докладчик отдельно отметил стратегическую важность для всей атомной отрасли Украины проекта достройки энергоблоков №3 и № 4 Хмельницкой АЭС.

Проект, без которого, по словам Александра Шавлакова, Компания вообще не сможет в дальнейшем функционировать - это строительство комплексов по переработке твердых радиоактивных отходов.

Вместе с тем, технический директор Энергоатома подчеркнул, что главной задачей, которую сейчас выполняет Энергоатом, является продление сроков эксплуатации энергоблоков АЭС. «Реализация многих из перечисленных выше проектов напрямую связана с продлением эксплуатации. На сегодня 10 из 15 энергоблоков отечественных АЭС уже эксплуатируются сверх проектного срока», - добавил первый вице-президент Энергоатома.

По его мнению, одним из важных достижений Энергоатома за последние годы стало привлечение на фондовом рынке США кредита в размере 250 млн долл. для строительства ЦХОЯТ. «Сейчас выборка средств по этому кредиту составляет 135 млн долл. Убежден, что проект создания Централизованного хранилища будет успешно выполнен», - отметил Александр Шавлаков.

В то же время он констатировал недостаточное финансирование по другим проектам развития Компании. «До начала функционирования новой модели рынка электроэнергии 1 июля 2019 года, нашим главным источником инвестиций был тариф на отпуск электроэнергии, который для Энергоатома устанавливала НКРЭКУ. Но все последние годы тарифная политика по отношению к атомной энергетике создавала огромный дисбаланс между ценами на электроэнергию тепловой и ядерной генераций - тарифы ТЭС в 3,3 раза выше, чем у АЭС, тогда как в других странах с развитой ядерной энергетикой это соотношение не превышает 30 %. Поэтому перед Энергоатомом жестко встал вопрос выживания, ведь начал ощущаться дефицит средств даже на текущую эксплуатацию АЭС. Понятно, что при таких условиях финансировать программы развития и нового строительства было крайне сложно», - отметил первый вице-президент Энергоатома.

Он сообщил, что по имеющимся у Компании подсчетам, с 2001 года по первое полугодие 2019 года из-за не учета индекса цен производителей в тарифе АЭС стоимость товарной продукции Энергоатома была занижена на 225,9 млрд грн. «То есть при равном отношении государства к тепловой и атомной генерации Энергоатом мог бы эти недополученные средства в размере более 225 млрд грн успешно использовать на завершение программ капитального строительства», - подытожил Александр Шавлаков.

Инженер отдела мониторинга мировых направлений функционирования и развития ядерно-энергетического комплекса НАЭК «Энергоатом» Илья Краснуха ознакомил участников конференции с проблемами и рисками привлечения инвестиций в мировую ядерную энергетику. Он сообщил, что в 2018 году в мире было введено в эксплуатацию девять атомных энергоблоков и начато строительство четырех блоков, тогда как в 2019 году в эксплуатацию введено только четыре энергоблока и начато строительство двух блоков АЭС. Всего, по данным МАГАТЭ, в 17 странах мира на стадии строительства находятся 53 атомных энергоблока общей мощностью 53,8 ГВт. К проблемным вопросам привлечения инвестиций в атомные проекты, Илья Краснуха назвал их высокую капиталоемкость, долгий срок реализации проектов, а затем и период окупаемости инвестиций, а также задержки в строительстве и связанный с этим перерасход средств. Кроме того, по его данным, привлечение инвестиций усложняют вопросы, связанные с ядерным регулированием, негативное общественное восприятие нового ядерного строительства и политическая чувствительность атомной энергетики.

В то же время представитель Энергоатома отметил, что к преимуществам АЭС относятся низкие, стабильные и хорошо прогнозируемые расходы на техническое обслуживание и эксплуатацию. «По сравнению с тепловой генерацией АЭС имеют значительно меньшие топливные расходы и постепенное увеличение КИУМ. На этапе эксплуатации атомные электростанции имеют значительно меньшие риски потери доходов по сравнению с электростанциями с высокими операционными издержками. По показателю средней нормированной стоимости (LCOE) ядерная энергетика остается конкурентоспособной», - уточнил Илья Краснуха.

Среди наиболее распространенных в мире типов контрактов на строительство АЭС, он назвал контракт «под ключ» (turnkey). «Такой контракт предусматривает, что подрядчик берет на себя ответственность за завершение всех частей и фаз проекта - от начала проектирования до ввода в эксплуатацию», - отметил специалист Энергоатома.

Он отметил большое значение для нового атомного строительства государственной поддержки со стороны правительства страны, на территории которой строится АЭС. «Опыт Великобритании показывает, когда полностью частные проекты были остановлены, это свидетельствует о рисках такого подхода и невозможности реализовать проект по строительству АЭС без участия государства. Проекты требуют, или государственных гарантий, или экспортно-кредитного финансирования. Также инвесторы требуют гарантий государства по возврату вложенных средств, в частности, за счет контрактов на разницу цен, или долгосрочные сделки по купле-продаже электроэнергии», - подчеркнул Илья Краснуха.

По его мнению, уменьшить риски, присущие проектам по строительству традиционных атомных энергоблоков большой мощности, можно за счет внедрения новых технологий - малых модульных реакторов (ММР). «Преимуществами технологий ММР является стандартизированное заводское изготовление оборудования, модульное строительство, меньшие сроки строительства одного блока. Поэтому ММР требуют значительно меньших капитальных затрат за счет серийного производства. К тому же у малых модульных реакторов меньше потребность в водных ресурсах, им присуща небольшая площадь строительства, а за счет внутренней пассивной безопасности такие реакторы значительно безопаснее крупных энергоблоков. Большим преимуществом ММР является способность к маневрированию», - подытожил специалист.

Внедрению в Украине новейших ядерных технологий и механизма их финансирования была посвящена презентация главного инженера Консорциума «Украинский модуль» Константина Кобы и главного администратора Консорциума Максима Пышного.

(10 июня 2019 года НАЭК «Энергоатом», Holtec International и Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности Украины подписали трехстороннее соглашение, предусматривающее создание международного консорциума, целью которого является содействие деятельности по внедрению в Украине технологии малых модульных реакторов SMR-160).

Говоря о преимуществах технологии SMR-160, Константин Коба отметил, что среди них одним из ключевых является потенциал этих реакторов для работы в балансирующем режиме для компенсации колебаний переменчивых ветровой или солнечной генерации. «Гибкие операционные преимущества (переход между производством электроэнергии и тепла) и возможность погрузки - разгрузки, является важным преимуществом SMR-160, ведь бурный рост ВИЭ в Украине ставит задачи по повышению способности энергосистемы к работе в режиме суточного регулирования», - подчеркнул докладчик.

Как отметил Максим Пышный, сейчас в Украине привлечение инвестиций в проекты по строительству новых ядерных объектов возможно по следующим направлениям: «Собственные средства ГП «НАЭК «Энергоатом» - тариф, кредиты. Создание частных объектов, для чего необходимы дополнительные разъяснения относительно законодательного урегулирования использования ядерных материалов, которое находится исключительно в государственной собственности. И еще один вариант - совместные проекты государственного и частного партнера - механизм государственно-частного партнерства. Именно последний механизм выглядит наиболее оптимальным».

Что касается типов сделок, которые целесообразно использовать в условиях государственно-частного партнерства, то, по словам представителя Консорциума, наиболее привлекательными среди них выглядят соглашения типа PPA и DBOT. «В английской аббревиатуре DBOT надо понимать, что D - это design (проектирование) - частный партнер осуществляет проектирование ядерного объекта. B - build (строительство) - образуется проектная компания, которая организует строительство и поставку оборудования. O - own (владение) - владение частным партнером объектом на период действия государственно-частного партнерства, а t - transfer (передача) - передача объекта в собственность государственного партнера. PPA контракт (power - электроэнергия, purchase - закупка, agreement - соглашение) - это особый долгосрочный договор купли-продажи электроэнергии, в котором предусмотрены условия поставки электрической энергии на будущее», - пояснил Максим Пышный.

Начальник отдела по вопросам политики в сфере обращения с радиоактивными отходами (РАО) Государственного агентства по управлению зоной отчуждения (ГАЗО) Александр Кравченко выступил с докладом о проблемах финансирования и перспективах выполнения общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами.

Он сообщил, что по объемам радиоактивных отходов (РАО), которые составляют около 3,4 млн куб. м, Украина находится на втором месте в Европе - на первом месте Россия с 24 млн куб. м РАО, а на третьем Франция, объемы радиоактивных отходов которой оцениваются в 2,3 млн куб. м. «Большую часть РАО, накопленных в Украине, составляют радиоактивные отходы, которые образовались в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Для безопасного обращения с отходами в 2008 году был принят закон об Общегосударственной целевой экологической программе обращения с РАО, а для ее финансирования был создан Фонд обращения с РАО. Принципы создания Фонда РАО заключались в том, что тот, кто генерирует радиоактивные отходы, то за их хранение, переработку и захоронение и платит, не перекладывая финансовое бремя на будущие поколения. Распорядителем средств Фонда является заказчик Общегосударственной целевой экологической программы обращения с РАО», - напомнил Александр Кравченко.

Он также уточнил, что ставка налога за образование радиоактивных отходов для АЭС была рассчитана таким образом, чтобы покрыть расходы на создание хранилищ для радиоактивных отходов АЭС (включая хранилище в геологических формациях) и составляет 0,0127 гривны в расчете на 1 кВт-ч выработанной электрической энергии.

«От мелких производителей РАО отходы принимает «Объединение Радон», которое формирует из них крупные партии передает их на хранение в комплекс «Вектор» в зоне отчуждения. НАЭК «Энергоатом», как крупный производитель радиоактивных отходов сам формирует и перевозит партии РАО в комплекс «Вектор». Аварийные РАО и топливо реакторов РБМК с ЧАЭС хранятся в ХОЯТ-2. Кроме того, в зоне отчуждения строится Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива с украинских АЭС», - отметил Александр Кравченко.

Возвращаясь к вопросам Фонда обращения с РАО, докладчик напомнил, что в 2011 году был потерян накопительный характер Фонда РАО, ведь все средства экологического налога тратились в течение текущего года. «В 2015 году было потеряно целевое назначение Фонда РАО, ведь средства от уплаты экологического налога за образование РАО начали засчитываться в общий фонд государственного бюджета. В 2017 году деятельность Фонда РАО была остановлена, но в следующем – 2018 году целевое функционирование Фонда РАО удалось восстановить. Но Общегосударственная целевая экологическая программа обращения с радиоактивными отходами, из-за кризиса вокруг Фонда выполнена не была. Фактический объем бюджетного финансирования Программы за период с 2008 года по 2017 год составил лишь 567,43 млн грн, что составляет 10,8% от предусмотренного финансирования по Программе в 5 млрд 247,5 млн грн», - уточнил представитель ГАЗО.

Однако, по его словам, восстановление Фонда РАО позволило завершить строительство первой очереди комплекса «Вектор», в том числе хранилища ТРО 1 и ТРО 2 для захоронения низко и среднеактивных краткосуществующих РАО. Также было завершено проектирование хранилища остекленных высокоактивных РАО, которые после переработки отработанного ядерного топлива будут возвращаться из России. Сейчас разрабатывается концепция Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами и прогнозный объем ее финансирования за период с 2020 года по 2030 год составляет около 14 млрд грн. При условии надлежащего финансирования новая программа позволит обеспечить развитие системы обращения с РАО, однако уже сейчас можно говорить о необходимости привлечения международной технической помощи для решения отдельных задач», - подытожил Александр Кравченко.